О департаменте

Учреждения

ПРОЕКТЫ

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Материалы

Мы в соц. сетях

Создание сайта: weeze

НА ПОРОГЕ ЮБИЛЕЯ. ИСТОРИЯ СУРГУТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛИЦАХ И СОБЫТИЯХ

  • Главная  /  
  • НА ПОРОГЕ ЮБИЛЕЯ. ИСТОРИЯ СУРГУТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛИЦАХ И СОБЫТИЯХ

Сегодня можно говорить о Сургуте как об одном из крупнейших промышленных центров нефтяной и газодобывающей промышленности. Но не только это является визитной карточкой города. Сургут можно смело назвать культурно-образовательным центром, в чем немалая заслуга органа управления образованием,
который в этом году отмечает свой 50-летний юбилей.

 

В коллективе департамента со штатной численностью 64 единицы трудятся грамотные специалисты с трудовым стажем муниципальной службы более 10 лет – 16 человек, более 15 лет – 13 человек, заслуженные учителя РФ, отличники народного просвещения, почетные работники общего образования, три кандидата педагогических наук.

 

 В ведомстве департамента образования – 40 общеобразовательных учреждений, 54 дошкольных образовательных учреждения, 6 учреждений дополнительного образования, в которых обучаются около 70 000 детей, а также четыре муниципальных казенных учреждения, обслуживающих сферу образования – Управление дошкольными образовательными учреждениями, Информационно-методический центр, Управление учёта и отчётности образовательных учреждений, Центр диагностики и консультирования.

 

Департамент образования реализует муниципальные программы в тесном сотрудничестве со структурными подразделениями Администрации, градообразующими предприятиями, общественными организациями города, представляет опыт работы на совещаниях, конкурсах, конгрессах окружного, федерального и международного уровней.


История департамента образования начинается с того времени, когда Сургут приобрел статус города окружного подчинения.

 

1966–1985 годы. Начинать всегда трудно.

 

В 1966 году под руководством Трофимовой Зои Харитоновны организован городской отдел народного образования (ГорОНО). Это был один из сложнейших периодов, главным делом которого стало строительство школ и первых детских садов в районах города.

Специалисты отдела старались научить педагогов работать творчески, создавать здоровый микроклимат в школах. Городские смотры художественной самодеятельности, совместные праздники, конференции, на которых молодые учителя постигали секреты педагогической методики, – все это создавало дружескую обстановку в учительском коллективе.

В 1968 году заведующим городским отделом народного образования был назначен Силин Владислав Александрович, а через некоторое время Чернуха Александра Семеновна.

Развивается город, строятся новые школы и детские сады.  Открыто вечернее отделение нефтяного техникума, создан межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации по пяти профилям. Система образования развивается при поддержке шефов, базовых предприятий, где учащиеся проходят практику.

В 1976 году на должность заведующего отделом народного образования назначен Николаенко Василий Ильич, коньком руководителя стала кадровая подготовка директорского состава, так необходимого для новых строящихся школ. Нестандартным стало решение перевода директоров из сложившихся школьных коллективов в школы-новостройки.

9 декабря 1979 года состоялось торжественное открытие Музея истории народного образования в Доме пионеров и школьников. До 1986 года музей возглавляла В. Я. Некрасова, методист по краеведческой работе. С 1994 года, в труднейшие годы перестройки, продолжателем музейно-педагогического дела стала Антонина Ивановна Маслакова, почётный работник общего образования РФ, сумевшая не только сохранить музей, но и заново воссоздать его.  В 2012 году музей признан лучшим городским музеем ХМАО – Югры.

В 1979 году заведующей ГорОНО была назначена Сидорова Зинаида Петровна.  В первой половине 80-х годов появилась тенденция профессионализации общеобразовательной школы. Началось обучение детей в школах с шестилетнего возраста, был осуществлен переход на одиннадцатилетнее образование, появились предпрофильные программы.

 

1986–1992 годы. Реформы и нововведения

 

В 1985 году в школах города трудилось уже 1419 человек, в том числе заслуженные учителя РСФСР – Алантьева Н.С., Плеханова Ю.С.; отличники народного просвещения – 53 учителя, 13 «старших учителей»; 18 методистов.

В 1986 году заведующим городского отдела народного образования становится Салахов Валерий Шейхевич. Эти годы стали периодом поиска и утверждения новых направлений организации учебного процесса в школах города. Значительно улучшаются материальные и организационные условия существования школьных и дошкольных учреждений.

В Сургуте насчитывалось 13 экспериментальных площадок, где отрабатывались новые формы работы. Открыто обсуждался вопрос о создании гимназий и лицеев.

В 1986 году в Сургуте открывается педагогическое училище для подготовки специалистов по 16 специальностям на 8 факультетах дневного обучения. Директором назначена Надежда Васильевна Коноплина, опытный высокопрофессиональный руководитель, а в 1992 году учреждение становится педагогическим колледжем.

В школах города в этот период трудятся около 2 000 педагогов. Именно в это время наблюдается всплеск творческого движения учителей-новаторов. В опорных школах организуются курсы повышения квалификации учителей по вопросам адаптации и социализации детей, гуманитаризации общеобразовательных дисциплин.

В образовательную программу включены новые учебные курсы: «Этика и психология семейной жизни», «Информатика». В школах появляется электронно-вычислительная техника. На базе общеобразовательной школы № 19 в июне 1989 года открывается Детская компьютерная школа, в которой ведутся занятия по углубленному курсу программирования. Первым директором компьютерной школы стал Митрофанов Сергей Петрович.

В эти годы происходят изменения в содержании образовательной деятельности, с восьмого класса вводится специализация по физике, математике, химии, биологии, гуманитарным и социальным предметам, в школах увеличивается количество уроков труда, с пятого класса – обязательная трудовая практика. Ученики активно участвуют в благоустройстве территории школ, оказывают посильную помощь дошкольным учреждениям, ветеранам войны и труда.

Национально-региональный компонент, включенный в образовательную программу, позволил обучать детей истории и культуре коренного народа Севера.

В 1990 году ГорОНО преобразовали в Городское управление народного образования (ГУНО), а в 1991 году – Управление народного образования Администрации города Сургута. Начальником Управления назначен Лютый Виктор Иванович, осуществляющий руководство до 1997 года.

В эти годы активизируется деятельность Сургутской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки. 9 января 1992 года заключено первое «Соглашение между Администрацией города Сургута и городским комитетом профсоюза работников народного образования и науки по обеспечению социальных гарантий работников просвещения».

С 1989 года бессменным председателем городской организации профсоюза работников народного образования и науки является Андриади Любовь Ивановна, заслуженный учитель РФ.

 

1993–2003 годы. На шаг впереди

 

С каждым годом потребность общества в получении качественного образования росла, развивались новые перспективные направления в системе образования. Сургут не остался в стороне – ряд школ преобразовались в гимназии, лицеи со специализацией по целому циклу предметов или углубленному изучению отдельных дисциплин. Наряду с реализацией обязательных учебных предметов появляются дополнительные занятия.

Профессиональное образование сохраняется в ведении комитета, и чтобы объединить среднюю школу с высшей и средней профессиональной школой, все чаще стали приглашать преподавателей вузов. Это, безусловно, помогло ликвидировать разрыв между требованиями высшей школы и уровнем подготовки выпускников. Существенно меняются жизненные и профессиональные ориентиры подрастающего поколения, теперь молодежь все чаще остается получать высшее образование в Сургуте, где открываются филиалы крупных российских вузов.

В школах представлены различные формы самоуправления: совет школы, попечительский совет, общее собрание, развивается детское общественное движение.

По инициативе Городского совета ветеранов в школах создана городская детская общественная организация «Юный жуковец». Сегодня отряды юных жуковцев действуют в 17 образовательных организациях, в состав отрядов входят около 2000 обучающихся. Позже организовано общественное движение «Юные инспекторы движения», на сегодняшний день в его составе 848 детей.

В 1997 году Городское управление народного образования реорганизовали в комитет по образованию и науке Администрации города Сургута (КОиН). По приглашению Мэра города комитет возглавила Стрельцова Надежда Яковлевна.

В течение четырнадцати лет Надежда Яковлевна была для своих коллег образцом неиссякаемой энергии, мудрости, умения принимать правильные решения. Главная стратегия развития образования в годы ее правления – воспитание разносторонней, нравственно зрелой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире.

В 1999 году специалисты комитета совместно с учеными Сургутского государственного университета и Сургутского государственного педагогического института разработали перспективный документ: «Программа развития муниципальной системы образования и науки города Сургута на 1999–2003 годы». В обиход вошли термины «проект», «инновация», «культурно-образовательная инициатива». На Московской международной выставке за разработку и реализацию программы комитету образования и науки вручён диплом Лауреата конкурса.

В образовательных учреждениях города в это время трудятся уже 3 988 учителей. Специалисты приезжают в Сургут со всех уголков страны. Для распространения передового педагогического опыта, поддержки статуса учителя в 1996 году состоялся первый городской конкурс «Учитель года», участниками которого стали профессионалы своего дела. Победитель – Иванов Александр Петрович, преподаватель мировой художественной культуры общеобразовательной средней школы № 1, стал победителем и первого окружного конкурса «Учитель года». 

За 20 лет в городских конкурсах профессионального педагогического мастерства приняли участие 930 человек. Сургут дважды становился площадкой проведения Слета участников конкурса «Учитель года России».

С 1998 года город Сургут является участником Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее». В этом году сургутские старшеклассники представят свои работы уже на XVIII городской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее».

28 августа 2000 года состоялось торжественное открытие первой городской выставки «Образование Сургута на рубеже веков». В 2016 году в выставке, которая теперь именуется «Образование и карьера» приняли участие 55 организаций: общеобразовательные учреждения, учреждения среднего и высшего профессионального образования Сургута, Екатеринбурга, Томска, Омска, Санкт-Петербурга, предприятия и другие партнеры сферы образования.

В 2001 году комитет по образованию и науке получает новый статус и теперь начинает именоваться департаментом образования и науки Администрации города (ДОиН).

Научно-методическое сопровождение деятельности школ города с 2001 года перешло в ведение муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития образования», а ответственность за предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования в городе с 2003 года легло на плечи Управления дошкольными образовательными учреждениями. В 2006 году появилась еще одна структурная единица – Управление учета и отчетности образовательных учреждений.

В 2001 году на базе МБОУ ДО «Центр детского творчества» был создан отдел гражданского воспитания, основной целью деятельности которого стала поддержка деятельности детских общественных объединений и органов ученического самоуправления в школах города. Первый городской школьный актив носил название ученического парламента. С 2003 года  орган ученического самоуправления был переименован из Парламента в «Школьный актив города».

Ежегодно «Школьный актив города» является волонтерами в городских акциях и мероприятиях. Члены ШАГа принимают участие в общественных обсуждениях вопросов, касающихся положения детей в городе Сургуте, в работе муниципального совета по развитию образования города Сургута, в Окружном детском совете при Уполномоченном по правам ребенка в ХМАО – Югре.

 

2004–2012годы. Эпоха инноваций

 

В 2003 году состоялось значимое событие – эксперимент по введению единого государственного экзамена для выпускников школ, а с 2009 года экзамен становятся обязательными для всех выпускников школ.

Особое внимание уделяется реализации приоритетного национального проекта «Образование», стартует образовательная инициатива «Наша новая школа». В эти годы численность учащихся составляет уже более 38 000 человек, а дошкольников – превышает 11 000.

В 2008 году департамент образования и науки снова претерпел изменения, теперь это департамент образования Администрации города Сургута (ДО).

В образовательных учреждениях активно развиваются органы государственно-общественные управления, повышается открытость образовательного процесса. Начинает деятельность Городское родительское собрание, объединившее представителей родительской общественности всех школ города.

Вопросы образования обсуждаются на уровне муниципалитета советом по развитию образования, в состав которого вошли представители департамента образования, родительской общественности, депутаты Думы города, руководители предприятий и организаций, учащиеся.

В сентябре 2009 года создано Детское общественное движение «Юные экологи Сургута». Сегодня участниками движения являются 514 обучающихся, состоящие в объединениях юных экологов в 19 образовательных организациях.

С февраля 2010 года, по инициативе департамента образования, создан городской Совет отцов, участники которого активно обсуждали вопросы патриотического воспитания подростков, роли отцов в воспитании детей. Создается сайт городского сетевого педагогического сообщества SurWiki для обмена опытом работы и профессионального общения. 

В 2010 году по инициативе департамента образования Администрация города подписан меморандум о сотрудничестве с Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) и приняты обязательства по реализации в городе Сургуте глобальной инициативы «Города, доброжелательные к детям».

С июля 2011 года департамент образования Администрации города возглавляет Османкина Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования Российской Федерации.

Татьяна Николаевна прошла профессиональный путь от учителя истории, директора школы, заместителя директора департамента образования, начальника комитета труда и социальной защиты населения до директора департамента образования. С этого момента в сфере образования города началась новая эпоха – время реформ и нововведений.

В Сургуте началось полномасштабное внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования.

Впервые проведено массовое анкетирование родителей общеобразовательных учреждений в форме online-опроса с целью оценки качества общего, дошкольного, дополнительного образования, работы лагерей с дневным пребыванием детей. Наиболее высоко оценены родителями дошкольников содержание зданий и помещений детских садов, качество питания детей. Родители школьников высоко оценили квалификацию педагогов, работу классных руководителей. Родители детей, посещающих учреждения дополнительного образования, а также пришкольные лагеря, отметили отношение педагогов к детям и родителям, а также квалификацию педагогов дополнительного образования.

С сентября 2011 года в структуру основных образовательных программ общеобразовательных организаций включен учебный курс «Истоки». Программа успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся различных культурных традиций, так как она возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур.

Надежными партнерами департамента образования является РОО ХМАО – Югры «Центр духовно-нравственного развития «Истоки». При поддержке Центра системно проводятся встречи педагогической и родительской общественности с деятелями культуры и искусства, известными просветителями.

 

2012–2016 годы. Достойное качество образования

 

Одним из главных достижений этого периода можно считать исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» – к концу 2015 года 100 % детей в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в детских садах. Этого показателя удалось достичь за счет рекордного количества построенных детских садов, такие темпы строительства были в нашем городе только в 80-х годах прошлого века. Стопроцентный охват удалось достичь также за счет оптимизации уже существующих помещений, перепрофилирования групп, арендованных площадей, развития негосударственного сектора.

Несомненным достижением считается получение пятью частными детскими садами лицензии на образовательную деятельность, теперь в них направляются дети из муниципальной очереди, воспользовавшись сертификатом дошкольника, который даёт возможность родителям снизить плату на посещение частных детских садов на 3 000 рублей в месяц.

С 2012 года в Сургуте реализуется проект «Дневник сургутского первоклассника». К 2016–2017 учебном году первоклассники получили 5-й юбилейный выпуск дневника, который объединил в себе два важных события – Год детства в Югре и Год экологии в России. За эти годы более 25 000 ребятишек стали обладателями дневника, который по праву можно назвать гордостью и визитной карточкой сургутского школьника. 

В 2013 году состоялся запуск городского проекта для школьников «Три ратных поля России в Сургуте». За четыре года участниками историко-патриотического проекта стали 17 образовательных организаций, более 11 000 школьников с 1 по 11 класс, родители и педагоги. В новом учебном году проект вновь запускает уже юбилейный сезон занимательных исторических игр и мероприятий в школах города. 

 В 2013 году утвержден новый логотип департамента образования, одним из элементов которого стала раскрытая книга – символ жизни и мудрости, благородства и щедрости, образования и культуры.

В 2014 году впервые за многие годы была открыта школа на 825 мест в 31-м микрорайоне и дошкольное отделение гимназии имени Ф.К. Салманова. В 2015–2016 учебном году введены в эксплуатацию школа № 9 на 801 место в микрорайоне № 40, пристрой блока начальных классов средней общеобразовательной школы № 10 с углублённым изучением отдельных предметов на 300 учащихся. За период 2012–2016 годов на территориях муниципальных общеобразовательных учреждений построены 6 спортивных центров с универсальными игровыми залами: лицей № 1, № 3; школы № 27, 38, 10 с УИОП, 26, еще три школы ожидают строительства комплексов. 

Сегодня перед муниципальной системой образования стоит новая задача – обеспечение к 2025 году обучения всех школьников в первую смену. 

При строительстве новых школ учитывается создание универсальной безбарьерной среды, это позволяет обеспечить доступность для детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Бесплатное дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях получают более 18 тысяч учащихся (44 %). Более 5 тысяч юных сургутян занимаются в 10 центрах дополнительного образования детей на базе общеобразовательных учреждений. В 2015 году началась реализация дополнительных общеразвивающих программ в 48 детских садах – услугу на бюджетной и платной основе получают более 13 тысяч воспитанников.

 

С 2014 года ежегодно в системе образования города проходит выставка организаций, реализуюших дополнительные развивающие программы, культурно-образовательные и просветительские проекты. Активными участниками выставки становятся учреждения негосударственного сектора, сотрудничество с которым с каждым годом становится все более плодотворным и содержательным.

Ни одно из достижений сферы образования города не было бы возможным без участия людей – ответственных строителей, неравнодушных родителей и, конечно, педагогов с большой буквы. Сегодня в образовательных организациях города трудятся более 9 тысяч работников.

Педагоги Сургута постоянно демонстрируют высокий профессионализм, который подтверждается современным уровнем качества образования, высоким рейтингом ряда образовательных организаций города в округе и Российской Федерации, востребованностью выпускников в лучших вузах страны.

Поддерживаются традиции, направленные на популяризацию профессии учителя, среди которых – молодёжное объединение работников образования города Сургута «МОРОС», организованное в 2003 году при поддержке городской организации профсоюза работников народного образования и науки, способствующее привлечению молодых педагогов и их становлению; телевизионный проект «Мой учитель», с 2012 года в нём приняли участие 30 педагогов Сургута; слёт молодых педагогов «Вектор роста», а также мероприятия по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи, реализуемые совместно с Сургутским благочинием Ханты-Мансийской епархии Русской Православной Церкви, среди которых – празднование Дней славянской письменности и культуры, проведение Кирилло-Мефодиевских чтений, проект «Честь имею», муниципальный этап Епархиальных Рождественских образовательных Чтений.

В муниципальной системе образования реализуется ряд мощнейших воспитательных проектов, в том числе с использованием механизма межведомственного взаимодействия, организацией социального партнерства с муниципальными и окружными органами власти, общественными объединениями, негосударственными и некоммерческими организациями, крупнейшими градообразующими предприятиями: «Растем вместе» (социально-образовательные инициативы «Школьный этнокалендарь», «Нас объединила Победа», «50 символов Сургута»), «Компетентные родители», «7 шагов к успеху», «Бессмертный батальон», «Уроки литературы в театре», «По следам черно-бурого лиса», «Читательская копилка», «Вместе делать историю», «Я – гражданин России», «Лидер XXI века», «Алые паруса на 60-й параллели», «Говорю и читаю по-русски», «Филармония для школьников» и др.

Сегодня во всех образовательных организациях города введён курс «Образовательная робототехника», в 27 учреждениях – проект «Школьная лига «РОСНАНО», в рамках реализации которого по типу федерального Нанограда уже этой осенью для учащихся 8–11 классов города свои двери откроет каникулярная школа «НАНОГРАД–Сургут».

Данные начинания стали основой стабильного успеха наших старшеклассников в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников и научной коференции молодых исследователей «Шаг в будущее».

В Сургуте утвержден городской план мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В 2016 году в тестировании приняли участие 1688 учеников старших классов, 47 из них стали обладателями золотых значков, 95 серебряных и 73 бронзовых. Соответствующее распоряжение подписал министр спорта РФ Виталий Мутко.

Информирование жителей – это одна из важнейших задач департамента образования, поэтому в октябре 2014 года начал свою работу портал «ОБРАЗОВАНИЕ Сургута». Таким образом появился еще один канал связи между школой, Администрацией города и активными и неравнодушными родителями. 

К январю 2016 года численность жителей нашего города достигла более 345 тысяч человек. Каждый год на свет появляется около 7 тысяч юных сургутян. Естественно, что одной из первостепенных задач на сегодняшний период является обеспечение доступности школьного и дошкольного образования. В 2015–2016 учебном году охват дошкольным образованием детей в возрасте 1–6 лет составил почти 25 тысяч человек.

 

Сегодня с уверенностью можно сказать – всё только начинается...
Впереди много идей, планов, открытий!



   ФОТООТЧЕТ С ТОРЖЕСТВЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО 50-ЛЕТИЮ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ